"Не позволяю себе ревновать"

Популярность нашла его в возрасте 43 лет. Актер с волевым лицом и сильным мужским обаянием, играющий Анселму в сериале "Талисман", Вернер Шунеманн (Werner Schunemann) преподавал историю, играл в театре, снимал рекламу, много снимался в кино. Его жизнь изменила историческая драма "Дом семи женщин" (2003).

Вернер Шунеманн родился 21 февраля 1959 года в городе Порту-Алегри, шат Рио-Гранде-ду-Сул, где проживает много выходцев из Германии. Его предками были немцы. В 15 лет он начал играть в школьных спектаклях и в 18 играл уже на профессиональной сцене. Но прежде чем полностью посвятить себя профессии актера, он 4 года работал преподавателем истории. "Я историк по образованию и вел историю на 1 и 2 курсах. Я тогда был ненамного старше своих учеников, меня принимали за однокурсника".

Театр отошел на второй план, когда он начал сниматься в кино. Это произошло в 1981 году и с тех пор роли в кино шли одна за одной. Одно время он зарабатывал на жизнь съемками рекламных роликов и даже получал за это премии. С удовольствием он вспоминает свое участие в политических рекламных акциях, например, в выборных кампаниях губернаторов и префектов в своем родном штате, говорит, что чувствовал, как его руками делается история.

У Шунеманна есть премии за актерские и режиссерские работы в кино. Сегодня его фильмография насчитывает 30 фильмов - полнометражных, короткометражных, игровых и документальных, в которых он выступает в качестве актера, режиссера, автора сценария. Режиссер Жайме Монжардин, увидев его в фильме "Netto perde a sua alma" в роли генерала Нетто, героя революции Фарроупилья и войны с Парагваем, понял, что Вернер Шунеман - идеальный Бенту Гонсалвес для минисериала "Дом семи женщин", и пригласил его на эту роль. "Более всего меня впечатлил его взгляд, у него очень сильный взгляд, что нам и требовалось. Бенту - воин и Вернер тоже", - говорит режиссер. Для внешнего образа Бенту Гонсалвеса актеру не пришлось делать ничего специально, его волосы и так были длинными. "Думаю, что в этом сериале я единственный, у кого натуральные волосы", - смеется он.

Во время показа "Дома семи женщин" Вернер Шунеманн получал огромное количество писем - ничуть не меньшее, чем его молодые коллеги, красавчики Даду Долабелла и Бруну Гальясу. Актер говорит, что читает все письма, но не отвечает. В письмах - признания в любви, просьбы прислать фото и помочь материально, предложения заняться сексом, брачные предложения и т.п. "У людей есть иллюзия, большое заблуждение, что это возможно. Считаю, что должен уважать эту иллюзию и не вмешиваться в нее. Поэтому я не отвечаю на письма", - объясняет он. Поклонницы окружали его на улице, совали в карманы записки с адресами и телефонами... Доходило до эксцессов. Однажды на выходе из отеля, где он проживал, его окружили женщины, начали дергать за волосы, он упал и был спасен только подоспевшей охраной.

За успехом "Дома семи женщин" последовал контракт с "Глобо" до 2007 года, предложение роли в комедийном сериале "Кубанакан" и переезд в Рио. В "Кубанакане" ему предстояло сыграть отца Эстебана (Маркус Паскин), показав, что яблоко от яблони далеко не падает. Папа не уступает сыну в любвеобильности и не без успеха конкурирует с ним за сердца героинь Каролины Ферраз, Даниэль Винниц и Адрианы Эстевес. "Хочу получить опыт на ТВ, и лучшее для этого - смена жанра. Мне нравится играть в комедии, но заставляю зрителей смеяться не я, а Карлус Ломбарди (автор сценария). Я не комик, не актер развлекательного жанра, я только пытаюсь не нарушить коммуникацию между сценаристом и зрителем".

После "Кубанакана" осада поклонниц усилилась, к 30-летним женщинам добавились молодые девушки. Но их усилия напрасны: актер застенчив и влюблен в свою жену. "Моя жена не ревнует. Когда мы познакомились, я уже был актером. Мы с ней обсуждаем проблему излишней открытости для посторонних частной жизни актера, нам надо понять, как с этим бороться... Элиане Жардини говорит, что став известным, человек никогда не останется один. И это правда. Я уже почувствовал, что должен это учитывать. Выйти куда-нибудь с семьей - достаточно сложно, дети ревнуют, хотят побыть со мной, а ко мне подходят люди. Но я воспринимаю это как проявление любви", - говорит он.

У Вернера и его жены, Тани Оливейры, модельера по профессии, двое детей - 11-летняя Даги и 10-летний Артур. Снимаясь в "Кубанакане", актер каждый выходной ездил к семье в Порту-Алегри, потому что скучал по детям: "Я очень привязан к своим детям, для меня и для них этот контакт очень важен. Могу пойти на такую жертву - слетать к ним и в этот же день вернуться в Рио, несмотря на усталость". Дети очень болеют за отца. Сын даже отказывался смотреть "Кубанакан", потому что папа там играет не положительного героя.

Получив приглашение в "Талисман", Вернер окончательно переехал в Рио и перевез из Порту-Алегри семью. Дистанция между его персонажем в "Доме семи женщин" и Анселму - огромного размера. "Бенту был героем, прекрасным человеком. Играть отрицательную роль - это большая перемена". Ему нелегко далась эта работа. "Анселму - персонаж, который внушает людям страх. К сожалению, потому что мне не нравится внушать людям страх. Я приветлив и дружелюбен", - говорит актер. Еще труднее - сыграть человека непонятного, о котором почти ничего не известно. В сериале мы видим Анселму, исполненного злобы, он ненавидит, лжет, идет на преступления, любит женщину, заступается за сына... В финале он (осторожно, спойлер!) окажется помощником мстителя Мигела Арканжу (Маркус Паулу). Но до конца новеллы, когда Анселму искупит свою вину и для него настанут хорошие времена, еще далеко...

"Анселму биполярен, он всегда в шаге от взрыва. Не так радикально, но все мы немного такие, как он. В какой-то момент жизни мы совершаем поступки, о которых потом сожалеем, проявляем подлость, жадность, злобу. Мы знаем, что цивилизация - это ткань очень тонкая и проходит очень близко к зверю и варвару, живущему внутри нас. И мне нравится, как авторы показывают этого персонажа, одной ногой там, другой здесь. Иногда я думал: "В этой сцене он - ногой там или здесь?.. - улыбается актер. - Авторы Антонио Калмон и Элизабет Жин написали сценарий, в котором мы не знаем ни начала, ни финала. Они спроектировали его как ткань с нитями, которые не были закреплены ни в одном месте. Я не знал, когда Анселму лжет, - рассказывает Вернер. - Ясно, что это самое сложное для актера, поэтому мне и нравится. Работать, не имея твердой почвы под ногами, интересно, я никогда этого не делал. Я всегда работал со сценариями более определенными".

"Мне нравится изучать, пытаться вникнуть в идеологию своего героя. Анселму - тот тип героя, которого я всегда хотел сыграть. Функция актера - попытаться понять своего героя, но не судить. Судить должен зритель, а я должен представить его как человека. Я болею за него, как за любого другого персонажа, которого играю", - говорит Вернер. Любовь к Летисии (Наталия ду Вали) была причиной всех проблем Анселму. "Летисия всегда была его несчастьем. Он все делал из-за ревности. Чем больше я говорю об Анселму, тем больше жалею его. Он достоин жалости. Все, что делается из ревности - скверно. Ревность не является оправданием ни для чего", - говорит он.

Но неужели сам актер никогда не испытывал чувство ревности? "Нет, я не позволяю себе ревновать. Это что-то от животного внутри нас: мы или заглушаем его, или слушаем его рычание. Это сложно - прожить всю жизнь, сдерживая себя. Ревность не является благородным чувством", - говорит он. И не совершал из-за любви никаких безумств? Нет, такое бывало. Называет себя неисправимым романтиком. "Я совершал безумства ради любви. Мне было 20 с небольшим лет и я был очень упертый. Уехал в Берлин вслед за своей любимой. Провел там два дня, взял ноги в руки и вернулся. У меня все через край, все слишком. Я не хочу ничего наполовину. Такова моя личная жизнь, таковы мои отношения с детьми, такова моя профессия. Кто еще мог бы страдать, играя Анселму? Только я!"

Вернер Шунеманн уверяет, что ему не нравится его экранный образ. "Будь я женщиной, я бы не любил такой тип мужчин. Но я пытаюсь изобразить героя-любовника в соответствии со своими ролями. Надеюсь только, что наряду с этим, люди разглядят также и актера", - рассуждает он. Отдавая себе отчет, что на внешности далеко не уедешь, Вернер хочет учиться и совершенствоваться в профессии. "Когда выпадут волосы и отрастет живот, останется только актер", - с этой фразой, которую он услышал от Антонио Бандераса, Вернер полностью согласен. "Популярность мне льстит, но что важно по-настоящему, так это работа", - говорит он.

Имея опыт режиссера и сценариста в кино, на вопрос, нет ли у него желания попробовать себя в этих профессиях на телевидении и написать или поставить сериал, Вернер отвечает, что таких планов у него нет. "Мне кажется, режиссеры и сценаристы, работающие над сериалами, - герои. Знаете, есть такие греческие полубоги? Это выше моих сил в смысле ритма, таланта, воображения, понимания телезрителей. Сценарий - это заочный диалог, когда ты представляешь себе разговор со зрителем. И держать в голове такой диалог с 40 миллионами зрителей - это то, перед чем я снимаю шляпу. Эти люди - гении".